16 ФЕВРАЛЯ - ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ В СОК "ОЛИМПИЯ" 16.02.2023 11:22
ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ЯНВАРЬ – ДЕКАБРЬ 2022 Г.
В январе – декабре 2022 г. объем валового регионального продукта составил 20,3 млрд. рублей, или 96,6 % к уровню 2021 года (задание на январь – декабрь 2022 г. – 104,8 %), в том числе по видам деятельности: промышленность – 94,7% (удельный вес – 34,4 %), сельское, лесное и рыбное хозяйство – 108,0 % (11,4 %), строительство – 89,9 % (4,7 %), оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов – 92,9 % (5,8 %), транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность – 78,5 % (4,0 %).
Произведено промышленной продукции на сумму 18,7 млрд. рублей, что составляет в объеме республики 11,0 %.
Индекс физического объема производства по набору товаров-представителей составил 94,1 % (декабрь 2022 г. к ноябрю 2022 г. – 105,1%), в том числе: обрабатывающая промышленность – 96,4% (удельный вес в общем объеме производства – 90,1%), снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом – 86,8 % (8,3 %), водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений – 95,0 % (1,5 %), горнодобывающая промышленность – 99,0 % (0,1 %).
На 1 января 2023 г. на складах промышленных предприятий находилось готовой продукции на сумму 1,2 млрд. рублей, удельный вес запасов в среднемесячном объеме производства составил 90,8 % (на 01.01.2022 – 69,2 %). За декабрь 2022 г. запасы готовой продукции снизились на 57,2 млн. рублей (с начала 2022 года выросли на 355,2 млн. рублей).
За январь – декабрь 2022 г. произведено импортозамещающей продукции на сумму 937,8 млн. долл. США (план на 2022 год – 914,6 млн. долларов США). На экспорт поставлено продукции на 430,7 млн. долларов США.
За январь – декабрь 2022 г. объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в текущих ценах составил 5,6 млрд. рублей, или 106,9 % (в сопоставимых ценах) к 2021 году. Сельскохозяйственными организациями, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, произведено продукции в текущих ценах на сумму 4,7 млрд. рублей, или 106,6 %, в том числе продукции животноводства - 98,7 % к 2021 году (удельный вес составил 56,5 %), растениеводства - 118,9 % (43,5 %).
В 2022 году введено в эксплуатацию 477,5 тыс. кв. метров общей площади жилья (100,5 % от установленного задания). Для граждан, осуществляющих жилищное строительство с государственной поддержкой, сдано 191,1 тыс. кв. метров общей площади жилья (109,2 %).
Введены в эксплуатацию 1347 квартир для 1339 многодетных семей (задание 1071 семья), направлены на улучшение жилищных условий 1224 многодетные семьи (задание 1200 семей).
Ввод в действие индивидуальных жилых домов населением составил 172,8 тыс. кв. метров, или 36,2 % от общего ввода жилья.
В области построены 42 квартиры (2,0 тыс. кв. метров) социального пользования, а также 240 арендные квартиры общей площадью 15,8 тыс. кв. метров.
В целом за отчетный период построено 294,9 тыс. кв. метров энергоэффективного жилья (100% введенного в эксплуатацию многоквартирного жилья).
В городе-спутнике Скиделе введено в эксплуатацию 5,7 тыс. кв. метров жилья (план – 1,2 тыс.кв.метров).
На жилищное строительство направлено 600,2 млн. рублей.
Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации за январь – декабрь 2022 г. составил 6,7 млрд. рублей, или 98,2% к уровню января – декабря 2021 г.
Количество торговых объектов увеличилось на 502 и составило 12814 объекта (магазинов – на 247 единиц, общее количество – 6416), торговая площадь увеличилась на 40,7 тыс. кв. м и составила 739,1 тыс. кв. м.
Объем инвестиций в основной капитал по области составил 3,4 млрд. рублей, или 84,2 % к уровню января – декабря 2021 г.
Технологическая структура инвестиций в основной капитал:
строительно-монтажные работы (включая работы по монтажу оборудования) – удельный вес 53,0 % (1,8 млрд. рублей, или 80,0 %);
затраты на приобретение машин оборудования, транспортных средств – удельный вес 33,6 % (1,1 млрд. рублей, 88,3 %);
прочие затраты – удельный вес 13,4 % (0,5 млрд. рублей).
На показатели инвестиционной деятельности области продолжает оказывать значительное влияние завершение инвестиционного проекта по строительству атомной электростанции. За январь – декабрь 2022 г. удельный вес инвестиций в основной капитал по РУП «Белорусская атомная электростанция» составил 16,8 % от общего объема инвестиций области (62,6 % к январю – декабрю 2021 г.).
Продолжается реализация крупных инвестиционных проектов по строительству деревообрабатывающего завода «Свислочь»
(ООО «ЭйчЭсБелакон»), созданию производства стеклянной тары с использованием инновационных энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий (ОАО «Гродненский стеклозавод»), организации производства и последующей эксплуатации производственного завода Кроноспан в городе Сморгони (Группа компаний Кроноспан), созданию вертикально-интегрированного комплекса по производству хлопковой пряжи и изделий из нее
(ООО «Европластекс Инвест»).
(ООО «ЭйчЭсБелакон»), созданию производства стеклянной тары с использованием инновационных энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий (ОАО «Гродненский стеклозавод»), организации производства и последующей эксплуатации производственного завода Кроноспан в городе Сморгони (Группа компаний Кроноспан), созданию вертикально-интегрированного комплекса по производству хлопковой пряжи и изделий из нее
(ООО «Европластекс Инвест»).
В январе – ноябре 2022 г. экспорт товаров составил 3,0 млрд. долларов США, или 94,5 % к уровню соответствующего периода 2021 года. Сальдо внешней торговли товарами к уровню января – ноября 2021 г. сложилось положительным в размере 1,5 млрд. долларов США.
Основными покупателями гродненских товаров являются 5 стран, на долю которых приходится 75,3 % всего экспорта товаров (Россия – 55,8%, Польша – 6,9%, Дания – 4,4%, Украина – 4,4%, Литва – 3,8%).
Российская Федерация является ключевым торговым партнером области. В январе-ноябре 2022 г. экспорт товаров в Российскую Федерацию увеличился на 23,9 млн. долларов США, или на 1,5 п.п., и составил 1,7 млрд. долларов США.
Экспорт в Европейский союз составил 634,0 млн. долларов США, темп роста – 86,4%. Наибольший удельный вес в экспорте из стран ЕС приходился на Польшу (32,3%), Данию (20,8%), Литву (18,1 %), Латвию (6,3%).
Обеспечена положительная динамика экспорта товаров в прочие страны: Норвегию (100,3 млн. долларов США, увеличение в 11,0 раз), Китай (75,8 млн. долларов США, темп роста – 121,0 %), Турцию (58,0 млн. долларов США, темп роста – 190,3 %).
В январе – ноябре 2022 г. экспорт услуг составил 276,0 млн. долларов США, или 104,3% к уровню января-ноября 2021 г., импорт услуг – 422,0 млн. долларов США, или 96,2%. Сальдо внешней торговли услугами сложилось отрицательным в размере «минус» 146,0 млн. долл. США и увеличилось относительно уровня января – ноября 2021 г. на
28,1 млн. долларов США.
28,1 млн. долларов США.
Достигнута положительная динамика по следующим видам услуг:
транспортным – 150,9 млн. долларов США, или 103,2% к уровню января-ноября 2021 г. (удельный вес – 54,7%);
компьютерным, телекоммуникационным и информационным – 50,0 млн. долларов США, или 119,1 % (18,1%);
туристическим – 11,9 млн. долларов США, или 185,8% (4,3%);
медицинским – 2,7 млн. долларов США, или 123,2% (1,0%).
На пять стран приходится около 82% экспорта услуг области: Россия (удельный вес – 56,4%), Польша (11,5%), Литва (5,6%), США (4,8%) и Германия (3,5%).
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг за январь – ноябрь 2022 г. в целом по области составила 28,0 млрд. рублей, или 108,3% к январю – ноябрю 2021 г.
Рентабельность продаж увеличилась по сравнению с январем – ноябрем 2021 г. на 0,3 п.п. и составила 10,5 %, в том числе в организациях: сельского, лесного и рыбного хозяйства – на 2,8 п.п. и 13,8%, строительства – на 1,3 п.п. и 6,0 %, торговли – на 1,2 п.п. и 2,4 %, транспорта – на 1,3 п.п. и 2,3 %, соответственно. Снизилась рентабельность продаж в организациях промышленности на 0,5 п.п. и составила 12,7 %.
Количество убыточных организаций составило 71 и снизилось к январю – ноябрю 2021 г. на 18 организаций, удельный вес убыточных организаций – 11,0 % от их общего количества, сумма убытка – 294,2 млн. рублей. Снижено количество убыточных организаций в транспорте с
18 до 11, промышленности – с 25 до 20, сельском хозяйстве – с 8 до 4.
18 до 11, промышленности – с 25 до 20, сельском хозяйстве – с 8 до 4.
В области на постоянной основе принимаются необходимые меры по обеспечению эффективной занятости населения, стабильной ситуации в трудовых коллективах.
Уровень безработицы на 1 января 2023 г. составил 0,2 % к численности экономически активного населения.
В режиме вынужденной неполной занятости в 2022 году работали 8,5 тыс. человек (2,7 % от списочной численности работников), что на 12,4% меньше, чем в 2021 году (9,7 тыс. работников, или 3,0%).
Отмечается снижение увольнения работников в случае ликвидации организации, сокращения численности или штата работников. За 2022 год по данным причинам уволено 0,8 тыс. человек, что в 2 раза меньше, чем в 2021 году (1,6 тыс. человек).
В экономике области в январе-декабре 2022 г. было занято 447,3 тыс. человек, что на 7,0 тыс. человек, или на 1,5%, меньше, чем в январе-декабре 2021 г.
За январь-декабрь 2022 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по области выросла на 16,5 % к уровню
2021 года и достигла 1437,7 рубля. Показатель по росту заработной платы за 2022 год выполнен на 106,6%.
2021 года и достигла 1437,7 рубля. Показатель по росту заработной платы за 2022 год выполнен на 106,6%.
Темп роста реальной заработной платы в целом по области составил 101,1% к январю-декабрю 2021 г. председателя
По видам экономической деятельности реальная заработная плата за 2022 год по всем отраслям превысила 100,0 процентов к 2021 году, за исключением строительства (за январь-декабрь 2022 г. – 97,7 % к
2021 году) и бюджетной сферы (за январь-декабрь 2022 г. – 97,4 % к
2021 году).
2021 году) и бюджетной сферы (за январь-декабрь 2022 г. – 97,4 % к
2021 году).
Материал подготовлен комитетом экономики Гродненского облисполкома
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ –
ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
(к 105-летию Вооруженных Сил Республики Беларусь)
История Вооруженных Сил Республики Беларусь берет свой отсчет с образования 28 ноября 1918 г. Минского военного округа. Заложенные в Советском Союзе военные традиции мужества, преданности Отечеству, нерушимого боевого братства продолжают определять облик современной белорусской армии. За более чем вековую историю она не единожды становилась на защиту свободы и независимости Родины, являясь подлинной гордостью своего народа. Величайшим примером самоотверженности и стойкости защитников Отчизны явилась героическая борьба за освобождение Беларуси от фашистских оккупантов.
Сегодня Вооруженные Силы Республики Беларусь продолжают оставаться ключевым элементом стратегического сдерживания, обеспечивающим предотвращение угрозы применения военной силы против нашей страны.
1. Особенности современной военно-политической обстановки
На фоне продолжающегося глобального геополитического переустройства коллективный Запад наращивает усилия по формированию однополярного мира, активно подавляя инакомыслие и поощряя русофобские взгляды. Европейская архитектура безопасности переживает серьезный системный кризис. Налицо дефицит понимания по самому широкому кругу ключевых вопросов. Нет видимых признаков готовности ведущих ”игроков“ к поиску компромиссов. Это негативно отражается на обстановке, складывающейся в различных регионах мира (эскалация напряженности в Украине, на севере Косово, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и др.).
Как показало время, в Европе нацизм не был искоренен в послевоенные годы и находился в латентном состоянии. При поддержке Вашингтона и ряда европейских государств в приграничных с нами странах планомерно взращивались полуфашистские правящие режимы, насаждающие неонацизм на государственном уровне.
Справочно:
Ярким примером такого положения дел являются итоги состоявшегося в декабре 2022 г. в Генеральной Ассамблее ООН голосования по ежегодной резолюции о борьбе с героизацией нацизма и неонацизмом. В этот раз против данного документа выступили 50(!) стран (США, большинство стран Евросоюза и др.); за – 120, воздержались – 10.
Суверенное белорусское государство находится в эпицентре мировых событий и интересов глобальных игроков.
”Мы не можем исключать, что против нашей страны может быть развернута агрессия. По крайней мере, такую готовность со стороны наших соседей мы видим. Знаем, кто подталкивает в спину… этих самых соседей для того, чтобы они создавали напряженность на наших границах“, – констатировал Глава государства А.Г.Лукашенко 22 декабря 2022 г. на совещании об итогах проверки силового блока страны.
Министерство обороны Республики Беларусь отмечает следующие основные тенденции, свидетельствующие о наличии прямых вызовов военной безопасности Республики Беларусь.
1. Усиление военной активности США и Североатлантического союза на восточноевропейском направлении. Сегодня в Европе на постоянной основе дислоцируется более 60 тыс. военнослужащих США, оснащенных современным ударным вооружением, а также около 35 тыс. в рамках проводимых операций в Восточной Европе, из которых более
22 тыс. сконцентрировано в Польше и странах Балтии.
22 тыс. сконцентрировано в Польше и странах Балтии.
На Западе идут интенсивные военные приготовления. В Польше и странах Балтии практически завершена реконструкция большинства аэродромов; активно модернизируются военно-морские базы и порты; создаются передовые плацдармы для заблаговременного хранения техники и запасов материальных средств армии США.
Проводятся мероприятия оперативной и боевой подготовки, интенсивность которых ежегодно повышается с одновременным увеличением количества привлекаемых сил и средств. Только в 2022 году в Европе проведено более 40 учений, в которых приняли участие свыше
100 тыс. человек.
100 тыс. человек.
Свидетельством приверженности Вашингтона курсу на применение военной силы в качестве главного внешнеполитического инструмента является проект военного бюджета на 2023 год в рекордном размере –
847,3 млрд. долларов США, что почти на 12% больше, чем в предыдущем.
847,3 млрд. долларов США, что почти на 12% больше, чем в предыдущем.
2. Беспрецедентная поддержка США и коллективным Западом Украины. Непрекращающиеся финансовые вливания, ”накачивание“ украинской армии современными образцами вооружения и техники – все это объективно ведет к затягиванию военного противостояния на Украине. Такое положение дел несет риски и вызовы военной безопасности для нашего государства. В условиях усиленного присутствия украинских подразделений в приграничных с нашей страной районах сохраняется вероятность возникновения вооруженных провокаций.
Серьезные вызовы формируют действующий на Украине ”черный рынок“ оружия и его контрабанда в другие регионы, а также националистические воинские формирования (наподобие т.н. полков ”Погоня“ и ”Калиновского“), готовые при поддержке стран Запада развязать кровавую бойню на белорусской земле.
3. Наращивание антибелорусской информационной кампании. Усиливается деструктивное информационное воздействие на сознание и мировоззрение белорусского населения с целью дискредитации руководства страны, Вооруженных Сил и других силовых структур.
4. Попытки реализации силового сценария смены власти в Беларуси под общим названием ”план Перамога“. Западные стратеги рассчитывают развязать в Беларуси гражданскую войну руками ”беглой“ оппозиции. Ожидается наращивание активности деструктивных сил по раскачиванию обстановки в нашей стране в ходе электоральных кампаний 2024–2025 годов.
В целях своевременного и адекватного реагирования на существующие и потенциальные риски и вызовы военной безопасности в Беларуси реализуется соответствующий комплекс мероприятий. Вопросы обеспечения военной безопасности находятся под постоянным личным контролем Главы государства А.Г.Лукашенко. ”Если хочешь мира, готовься к войне… Мы уже в пятый раз, наверное, модернизируем свои Вооруженные Силы, приспосабливая к той обстановке, которая складывается… Извлекаем уроки из войн и конфликтов, которые происходили и происходят на планете“, – подчеркнул белорусский лидер 4 октября 2022 г. на совещании по вопросам военной безопасности.
2. Военная безопасность – важнейшая составляющая
национальной безопасности Республики Беларусь
национальной безопасности Республики Беларусь
Вооруженные Силы составляют основу военной организации нашего государства и предназначены для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, сохранности ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.
Справочно:
Национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.
Военная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз (действий другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), указывающих на реальное намерение применить вооруженную силу против Республики Беларусь).
В начале 1990-х годов перед суверенным белорусским государством встали сложнейшие задачи создания собственных Вооруженных Сил. Их строительство фактически началось с упразднением 20 марта 1992 г. Белорусского военного округа. Однако первоначальные попытки реформирования округа в Вооруженные Силы в основном были сведены к механическому сокращению группировки войск.
После избрания в 1994 году А.Г.Лукашенко Президентом Республики Беларусь военное строительство приобрело системный, концептуальный характер.
Белорусский лидер поставил задачу по обеспечению военной безопасности страны, определил стратегию и направления реформирования Вооруженных Сил.
Министерство обороны Республики Беларусь 1 ноября 1994 г. было переведено на новый штат. Советом Безопасности Республики Беларусь
27 марта 1995 г. была утверждена первая Концепция национальной безопасности. Военнослужащих освободили от исполнения несвойственных им задач. В 1996 году был разработан План реализации концепции военной реформы в Республике Беларусь до 2000 года. В результате была создана эффективная система государственного управления, сохранены и укреплены структуры обеспечения национальной безопасности и обороноспособности.
27 марта 1995 г. была утверждена первая Концепция национальной безопасности. Военнослужащих освободили от исполнения несвойственных им задач. В 1996 году был разработан План реализации концепции военной реформы в Республике Беларусь до 2000 года. В результате была создана эффективная система государственного управления, сохранены и укреплены структуры обеспечения национальной безопасности и обороноспособности.
В 2001 году, с окончанием первого этапа реформирования Вооруженных Сил, Главой государства были утверждены Концепция строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года, Программа завершения реформирования Вооруженных Сил на 2001–
2005 годы, план их строительства до 2006 года.
2005 годы, план их строительства до 2006 года.
В 2007–2011 годах основные усилия были направлены на внедрение в Вооруженных Силах инновационных достижений, недопущение перерастания военной опасности в военную угрозу, а в случае возникновения такой угрозы или нападения на Беларусь – обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности государства. Армию стали приводить в соответствие с уточненными
в 2010 году в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь внутренними и внешними источниками угроз национальной безопасности.
в 2010 году в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь внутренними и внешними источниками угроз национальной безопасности.
В 2015 году Главой государства были конкретизированы основные направления строительства белорусской армии в современных условиях. Определена приоритетная задача – максимально адаптировать Вооруженные Силы к реагированию на возможные вызовы и угрозы. Пристальное внимание уделялось увеличению боевого состава сил постоянной готовности, развитию мобильного компонента.
В декабре 2019 г. Президентом Республики Беларусь были утверждены План обороны на очередное пятилетие и Концепция строительства и развития Вооруженных Сил до 2030 года. В них уточнена система управления государством на военное время, определены перспективные направления совершенствования всей военной организации, сделан акцент на предотвращении развязывания агрессии, стратегическом сдерживании.
Итоги строительства белорусской армии:
оптимизация боевого и численного состава Вооруженных Сил с учетом уточнения задач по предназначению;
избирательное перевооружение на новые комплексы и системы вооружения и военной техники;
сохранение кадрового потенциала Вооруженных Сил, повышение уровня укомплектованности должностей офицерским составом, прапорщиками, военнослужащими, проходящими службу по контракту;
избавление от невостребованных материальных средств, мест их хранения, других объектов путем утилизации и реализации вооружения, техники и боеприпасов, передачи высвобождаемых городков местным органам власти.
В настоящее время нормативную правовую основу обеспечения военной безопасности в Республике Беларусь составляют:
Конституция Республики Беларусь;
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Главой государства 9 ноября 2010 г. (в настоящее время готовится новая редакция с учетом развития военно-политической и военно-стратегической обстановки, трансформации существующих и появления новых источников военных угроз, необходимости дальнейшего совершенствования системы обеспечения военной безопасности);
Военная доктрина Республики Беларусь и Военная доктрина Союзного государства;
законы Республики Беларусь в области обороны (”Об обороне“,
”О Вооруженных Силах Республики Беларусь“ и др.);
”О Вооруженных Силах Республики Беларусь“ и др.);
Концепция строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2030 года;
План строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2021–2025 годы;
международные договоры в сфере обеспечения военной безопасности.
Главная роль в обеспечении безопасности нашей страны отведена Главе государства. Он обладает широкими полномочиями в сфере обеспечения национальной безопасности (ему предоставлено право формировать и возглавлять Совет Безопасности Республики Беларусь, являться Главнокомандующим Вооруженными Силами).
Президент Республики Беларусь как единолично, так и совместно с другими государственными органами может (в некоторых случаях обязан) принимать оперативные решения как в мирное время, так и в условиях, вызванных экстраординарными обстоятельствами, угрожающими безопасности страны. События 2020 года на практике показали решительность белорусского лидера принимать действенные меры к сохранению спокойствия и стабильности в государстве.
В 2021 году – начале 2023 гг. были предприняты следующие меры по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь:
постоянный мониторинг международной военно-политической и стратегической обстановки вокруг нашей страны, прогнозирование ее развития для выработки исчерпывающих мер по обеспечению военной безопасности;
своевременное, детальное и адекватное складывающейся военно-политической обстановке, экономическим возможностям нашего государства планирование противодействия;
совершенствование законодательства Республики Беларусь по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя;
уточнение основных направлений и приоритетов военного строительства и развития Вооруженных Сил на ближайшую перспективу;
поддержание требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил;
укрепление в обществе чувства патриотизма и готовности к защите национальных интересов Республики Беларусь, воспитание сознательного отношения граждан Республики Беларусь к ее вооруженной защите;
противодействие разведывательной деятельности других государств, а также негосударственных субъектов, в целях защиты сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь;
укрепление системы коллективной безопасности ОДКБ, развертывание российской части региональной группировки войск (сил) на территории Республики Беларусь;
проведение мероприятий по усилению охраны и защиты Государственной границы Республики Беларусь, в том числе с Украиной.
3. Вооруженные Силы Республики Беларуси на современном этапе
Военная доктрина Республики Беларусь носит сугубо оборонительный характер. Наша страна исходит из того, что ни одно из государств не является для нее противником. В то же время белорусское государство будет отстаивать свои национальные интересы с использованием всех имеющихся средств, в том числе посредством применения военной силы, и оставляет за собой право принятия комплекса превентивных мер стратегического сдерживания в целях недопущения нападения или нейтрализации внутреннего вооруженного конфликта.
В настоящее время в Беларуси существует смешанный тип комплектования армии, при котором сохраняются как срочная военная служба, так и служба по контракту. И такая система полностью себя оправдала. Вопрос о нецелесообразности призыва и необходимости перехода к полностью профессиональной армии с повестки дня снят. Во-первых, каждый мужчина должен быть способен защищать свою Родину, причем не за денежное вознаграждение, а потому, что это – его земля и Отечество. Во-вторых, армия выступает важным социальным институтом, объединяющим разные социальные группы и слои вокруг единых общенациональных ценностей и идеалов. И, в-третьих, на сегодняшний день порядка 40% от общего числа солдат и сержантов уже служат на контрактной основе, укрепляя общий потенциал белорусской армии.
Справочно:
Характерно, что в Польше в 2022 году был принят закон ”О защите Отечества“, восстанавливающий срочную военную службу и регламентирующий обязательную военную службу для женщин. В Литве военный призыв возобновили в 2015 году, сославшись на ”сложную геополитическую обстановку“. В Грузии к обязательному призыву вернулись в 2017 году.
Общая численность Вооруженных Сил Республики Беларусь составляет около 70 тыс. человек. Главнокомандующий Вооруженными Силами – Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
Центральные органы военного управления: Министерство обороны Республики Беларусь и Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Сухопутные войска Вооруженных Сил Республики Беларусь – самый многочисленный и разносторонний по боевому составу вид Вооруженных сил. Обладают большой огневой и ударной мощью, высокой маневренностью; предназначены для решения задач по отражению ударов противника и его разгрому в случае развязывания им агрессии.
Основу Сухопутных войск составляют оперативные объединения (Западное и Северо-западное оперативные командования), способные в условиях мирного времени выполнить задачи по локализации и нейтрализации вооруженного конфликта, а при необходимости вести локальную войну, обеспечивая своевременное оперативно-стратегическое развертывание всех Вооруженных Сил, всей военной организации государства. Имеют в своем составе механизированные соединения, ракетные войска и артиллерию, войсковую ПВО, специальные войска, части и учреждения тылового и технического обеспечения.
Справочно:
На вооружении Сухопутных войск состоят танки Т-72 различных модификаций, боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортеры БТР-80, БТР-82А, высокоточные ракетные комплексы ”Точка-У“, реактивные системы залпового огня: ”Полонез“, ”Смерч“, ”Ураган“, ”Град“, самоходные артиллерийские установки: 2С1 ”Гвоздика“, 2С3М ”Акация“, 2С5 ”Гиацинт“, 2С19 ”Мста“, буксируемые артиллерийские орудия, противотанковые ракетные комплексы и минометы, зенитные установки ЗУ-23-2, переносные зенитные ракетные комплексы ”Оса-АКМ“, ”Игла“, зенитные ракетные комплексы ”Стрела-10“, зенитный пушечно-ракетный комплекс ”Тунгуска“ и другие.
Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны – этот вид Вооруженных сил предназначен для ведения борьбы со средствами воздушного нападения в воздухе и на земле, прикрытия административных, промышленных, экономических центров, районов, объектов, группировок войск от ударов противника; поражения с воздуха объектов системы государственного и военного управления, военно-экономического потенциала, транспортных коммуникаций и войск противника; авиационной поддержки Сухопутных войск и решения других задач.
В состав ВВС и войск ПВО входят: авиация, зенитные ракетные войска (далее – ЗРВ); радиотехнические войска; специальные войска и службы.
Справочно:
На вооружении ВВС состоят: истребители МиГ-29, многоцелевые самолеты Су-30СМ, штурмовики Су-25, учебно-боевые самолеты Як-130, Л-39, вертолеты Ми-8 и Ми-24 различных модификаций, транспортные самолеты Ан-26 и Ил-76.
На вооружении соединений и воинских частей ЗРВ состоят зенитные ракетные комплексы и зенитные ракетные системы различной классификации: средней дальности С-300ПС и С300ПТ; малой дальности ”Бук“, ”Тор-М2“ и ”Оса-АКМ“.
Радиотехнические войска имеют на вооружении радиолокационные станции отечественного производства ”Противник“, ”Сопка“, ”Восток“, ”Роса“, необходимые, в том числе, для обнаружения низколетящих целей.
Силы специальных операций Вооруженных Сил предназначены для выполнения различных задач в целях недопущения эскалации (обострения) или прекращения вооруженного конфликта в отношении Республики Беларусь со стороны любого агрессора и выступают одним из основных элементов стратегического сдерживания.
Подготовка военных кадров осуществляется военными учебными заведениями.
Справочно:
Обучение офицеров с высшим военным специальным образованием для замещения первичных офицерских должностей (с присвоением звания ”лейтенант“) производится Военной академией Республики Беларусь, военными факультетами БГУ, БГУИР, БГАА, ГрГУ, военно-техническим факультетом БНТУ, военно-транспортным факультетом БГУТ, военно-медицинским институтом БГМУ, а также в 14-ти военных образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.
Для обучения граждан мужского пола по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса предназначены 6 военных кафедр в составе учреждений высшего образования Беларуси.
Важнейшим объединяющим фактором между государством и обществом, позволяющим сплотить и мобилизовать граждан к обороне и борьбе с противником, привлечь местные ресурсы для общего дела является территориальная оборона. В военное время создаются территориальные войска.
Справочно:
В качестве приоритетного направления рассматривается также создание и развитие народного ополчения, как возможности обеспечения всенародного характера защиты Отечества.
Государство постоянно держит в поле зрения вопросы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Так, на совещании у Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 6 декабря 2022 г. был предметно рассмотрен вопрос обеспечения жильем военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Серьезное внимание в Вооруженных Силах отводится вопросам воспитания личного состава. Система идеологической работы Вооруженных Сил, включает работу с военнослужащими и гражданским персоналом, населением страны и международной общественностью.
Основу работы с населением составляет патриотическое воспитание граждан, в том числе в рамках Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы.
С сентября 2021 г. в учреждениях общего среднего образования введена должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию, главная задача которого заключается в организации и координации работы учреждения по соответствующему направлению.
Одной из форм работы с учащейся молодежью стала деятельность военно-патриотических клубов на базе воинских частей.
Справочно:
18 военно-патриотических клубов с общим количеством воспитанников более 1500 человек действуют на территории воинских частей внутренних войск МВД. Также создано 9 клубов при воинских частях (263 учащихся), подчиненных Министерству обороны.
Кроме того, в учреждениях общего образования функционирует
755 объединений по интересам военно-патриотического профиля, в которых занимается 10970 обучающихся; в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи – 213 объединений с охватом
3579 обучающихся.
755 объединений по интересам военно-патриотического профиля, в которых занимается 10970 обучающихся; в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи – 213 объединений с охватом
3579 обучающихся.
На протяжении 20 лет Минобразования во взаимодействии с Минобороны организуется республиканские лагеря и слеты военно-патриотической направленности. С 2022 года возобновлено проведение военно-спортивной игры ”Орленок“ на базе 120-й гвардейской отдельной механизированной бригады.
4. Оборонно-промышленный комплекс Республики Беларусь
”Оборонно-промышленный комплекс является одним из важнейших высокотехнологичных секторов белорусской экономики. Естественно, мы должны опираться на отечественного производителя вооружений“, – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшемся 10 мая 2022 г. совещании по государственному оборонному заказу на 2022 год.
Оборонный сектор экономики представляет собой многофункциональный научно-производственный комплекс, способный разрабатывать и производить современные типы вооружений, военной и специальной техники, а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию.
Справочно:
В систему Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь входят 46% организаций, имеющих научный статус.
Ежегодно проводится не менее 10 опытно-конструкторских работ по разработке новых образцов вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ).
Несмотря на беспрецедентное санкционное давление коллективного Запада работу оборонного сектора экономики нашей страны можно охарактеризовать как плановую и стабильную, ориентированную как на выполнение мероприятий государственного оборонного заказа, так и на выполнение обязательств по реализации внешнеторговых контрактов.
За последние три года предприятиями оборонного сектора экономики в Вооруженные Силы было поставлено более 3 тыс. единиц новых образцов ВВСТ и вспомогательного оборудования.
Отремонтировано и модернизировано более 70 образцов ВВСТ и более 500 единиц дополнительного оборудования (рулевые винты, двигатели для бронетехники, блоки РЛС и ЗРК и др.).
Широко известными отечественными брендами являются автоматизированные средства управления войсками и оружием холдинга ”АГАТ“, оптика ”Пеленга“ и БелОМО, тягачи производства МЗКТ. Признание на мировом рынке получили созданные белорусскими специалистами радиоэлектронные средства борьбы с беспилотными летательными аппаратами.
5. Международное военное сотрудничество Республики Беларусь
Приоритетные направления международного военного сотрудничества:
обеспечение поддержания стратегического уровня международного военного сотрудничества с Российской Федерацией;
повышение эффективности Организации Договора о коллективной безопасности, подготовка и участие в учениях ОДКБ, реализация положений Стратегии коллективной безопасности на период до 2025 года;
реализация целей многостороннего военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств, подготовка решений, выносимых на рассмотрение заседаний Совета министров, Координационных комитетов и Координационных совещаний государств – участников СНГ;
поддержание максимально возможного уровня военного сотрудничества с Китайской Народной Республикой;
расширение сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки;
расширение участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, в том числе в рамках ОДКБ;
стабилизация отношений со странами коллективного Запада
с учетом национальных интересов.
с учетом национальных интересов.
Кроме того, в рамках предстоящего вступления Республики Беларусь в Шанхайскую организацию сотрудничества особое внимание уделяется участию в мероприятиях ШОС.
На фоне складывающейся в последний год военно-политической обстановки у границ России и Беларуси нашими странами приняты дополнительные эффективные меры по обеспечению безопасности Союзного государства.
На территории Беларуси поэтапно развертывается региональная группировка войск двух стран.
Справочно:
В числе последних масштабных мероприятий выделяются совместное оперативное учение ”Союзная решимость – 2022“
(01–20.02.2022), подготовка и слаживание совместной региональной группировки (четвертый квартал 2022 г.), совестное летно-тактическое учение (16.01–01.02.2023) на территории Беларуси.
(01–20.02.2022), подготовка и слаживание совместной региональной группировки (четвертый квартал 2022 г.), совестное летно-тактическое учение (16.01–01.02.2023) на территории Беларуси.
Динамично развивается военно-техническое сотрудничество оборонных ведомств двух стран.
Справочно:
Например, заслуживает внимания ряд договоренностей сторон о передаче Вооруженным Силам Республики Беларусь наиболее перспективных образцов вооружения, в том числе полкового комплекта зенитно-ракетного комплекса С-400 и ракетного дивизиона оперативно-тактического ракетного комплекса ”Искандер“. Проведена работа по обучению белорусских специалистов эксплуатации данных комплексов (систем) вооружения.
Ведется работа по созданию трех учебно-боевых центров совместной подготовки вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации.
Республика Беларусь рассматривает ОДКБ в качестве гаранта международной и региональной безопасности, стабильности, а также защиты на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государства.
Стоит подчеркнуть, что в 2023 году функции председателя в ОДКБ выполняет Беларусь. Основополагающими целями в ходе белорусского председательства являются: на внутреннем контуре – повышение сплоченности государств-членов ОДКБ и урегулирование противоречий между ними в целях укрепления Организации, обеспечения безопасности и стабильности в зоне ее ответственности; на внешнем контуре – усиление роли и значимости ОДКБ в системе международных отношений, а также комплексное соответствие деятельности ОДКБ контексту региональной и глобальной безопасности.
Справочно:
Основным мероприятием, которое позволило оценить уровень взаимодействия при принятии решения о задействовании сил и средств коллективной безопасности, стала миротворческая операция Коллективных миротворческих сил ОДКБ на территории Казахстана в январе 2022 г.
В течение прошлого года проведен ряд мероприятий с участием белорусских военнослужащих: командно-штабное учение ”Взаимодействие – 2022“ с Коллективными силами оперативного реагирования ОДКБ; специальное учение ”Поиск – 2022“ с силами и средствами разведки; учение ”Эшелон – 2022“ с подразделениями материально-технического обеспечения войск (Коллективных сил) ОДКБ.
Одним из направлений международного военного сотрудничества является участие армейских команд Вооруженных Сил Республики Беларусь в ежегодных Армейских международных играх (АрМИ). Часть конкурсов в рамках данных игр проводятся на территории Республики Беларусь. Наши команды традиционно находятся среди лидеров армейской олимпиады, традиционно занимая призовые места в общем зачете.
Справочно:
VIII ”Армейские международные игры – 2022“ прошли на трех континентах в 12 государствах. Белорусские военнослужащие приняли участие в 27 конкурсах из 34 заявленных. В копилке наших команд
25 медалей (4 золотые, 10 серебряных и 11 бронзовых) – лучшее выступление белорусской команды за всю историю АрМИ.
25 медалей (4 золотые, 10 серебряных и 11 бронзовых) – лучшее выступление белорусской команды за всю историю АрМИ.
6. Вклад Республики Беларусь в укрепление
архитектуры безопасности и стабильности в мире
архитектуры безопасности и стабильности в мире
Республика Беларусь осуждает любой военный конфликт как средство реализации политики и придерживается принципа мирного урегулирования споров. Во главу угла белорусская сторона ставит принцип неделимости безопасности, в соответствии с которым нельзя строить чью-то безопасность за счет других.
Беларусь стала первым государством на постсоветском пространстве, добровольно отказавшимся от возможности обладания ядерным оружием без каких-либо предварительных условий и оговорок (27 ноября 1996 г. в Россию был отправлен последний эшелон с межконтинентальными баллистическими ракета РС-12М ”Тополь“).
По этому поводу Президент А.Г.Лукашенко, выступая 13 октября 2022 г. в г.Астане на шестом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии отметил: ”И что мы получили взамен? Заверения вместо реальных международно-правовых гарантий, пустые, ничем не подкрепленные декларации вроде Будапештского меморандума (прим. – подписан 5 декабря 1994 г. в г.Будапеште на саммите ОБСЕ руководителями США, Великобритании и России), бесконечные попытки дестабилизировать ситуацию в спокойной трудолюбивой Беларуси“.
Будучи с 1992 года полноправной участницей Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Беларусь вывела со своей территории 584 ракеты средней и меньшей дальности с последующей их ликвидацией на полигонах бывшего СССР.
По Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) от 1990 года Беларусью уничтожено 1773 боевых танка, 1341 боевая бронированная машина и 130 боевых самолетов, что составило более 10% вооружений и военной техники, ликвидированных всеми тридцатью странами-участницами ДОВСЕ.
Наша страна осуществляла активное взаимодействие в сфере общеевропейской безопасности с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Только в течение трех последних лет Глава белорусского государства выдвинул ряд масштабных инициатив, направленных на укрепление безопасности, снижение конфронтации и восстановление доверия между странами.
В частности, было предложено сформировать ”пояс цифрового добрососедства“ путем заключения международных соглашений об обеспечении информационной безопасности.
В целях заполнения правого вакуума, образовавшегося после прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности Глава белорусского государства выступил с инициативой о принятии многосторонней политической декларации стран о неразмещении ракет средней и меньшей дальности в Европе.
Беларусь исходит из того, что урегулирование современной ситуации в мире требует еще более широкого, чем Хельсинкский, – глобального международного переговорного процесса ”в духе Сан-Франциско“ (Сан-Францисская конференция 1945 года разработала Устав ООН), с идеей которого Президент нашей страны выступил в 2022 году.
Новое звучание приобретает еще одна широко известная белорусская инициатива об ”интеграции интеграций“. Развитие взаимодействия по линии ЕАЭС – ШОС – китайский проект ”Пояс и путь“, конвертация взаимного интереса к сотрудничеству ЕАЭС со странами Юго-Восточной Азии и других регионов будут способствовать и снижению конфликтного потенциала в мире.
Однако, к сожалению, в большинстве своем эти и другие белорусские мирные инициативы услышаны не были.
С ноября 2021 г. практическое сотрудничество Республики Беларусь с НАТО в военной сфере не осуществляется ввиду его приостановки по инициативе альянса.
Отдельные государства продолжают считать существующие механизмы контроля над вооружениями лишь способом для политизации проблем, игнорируя конструктивные посылы со стороны Беларуси и России. Отличительной чертой современной международной политики стал дефицит доверия.
Празднуя 105-летие Вооруженных Сил Республики Беларусь, мы преклоняем головы перед немеркнущими подвигами наших предков, в жестоких сражениях, отстоявших Отечество ценою собственных жизней, гордимся их самоотверженностью и несокрушимой силой духа.
Беларусь никогда не была и не будет источником зла и насилия. Неоспоримой ценностью для белорусов всегда выступал и выступает мир. Об этом свидетельствует вся наша многовековая история – ни одна из множества войн, проходивших на нашей территории, не затевалась по инициативе белорусского народа. Не случайным стало и объявление в Беларуси
2023 года Годом мира и созидания. В то время как наши западные и южные соседи бездумно втягиваются в воронку военного противостояния, мы прилагаем все возможные усилия для сохранения мира и спокойствия.
2023 года Годом мира и созидания. В то время как наши западные и южные соседи бездумно втягиваются в воронку военного противостояния, мы прилагаем все возможные усилия для сохранения мира и спокойствия.
Но вместе с тем, мы никому не позволим покушаться на стабильность и достаток в общем белорусском доме. В нашей стране сформированы необходимые условия для предотвращения либо нейтрализации различных угроз национальной безопасности. Белорусская армия способна сберечь Республику Беларусь и стать надежной опорой для союзников.
Президент А.Г.Лукашенко в Новогоднем обращении к белорусскому народу особо отметил: ”Всё в нашей жизни будет зависеть от каждого из нас. И от всех нас вместе. Если мы хотим жить в мире и безопасности, то прежде всего должны уважать и ценить труд людей в погонах, воспитывать детей патриотами своей страны и соблюдать закон“.
Материал подготовлен Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе информации Министерства обороны, Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь, публикаций государственных СМИ
ПЬЯНСТВО НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА
В 2022 году Гродненским областным управлением Департамента государственной инспекции труда (далее – Управление) в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда в организациях, расположенных на территории Гродненской области, выявлено 8517 нарушений действующего законодательства. По предложению государственных инспекторов приостановлена работа 759 единиц оборудования, 26 объектов строительства и 25 производственных участков, представляющих опасность для здоровья и жизни работающих, а также отстранено от работы 807 работников по различным основаниям. По требованию государственных инспекторов труда (далее – ГИТ) к дисциплинарной ответственности привлечено 311 работников.
За нарушение законодательства о труде и об охране труда к административной ответственности в виде штрафа привлечено 787 физических и юридических лиц, в том числе за нарушения требований охраны труда - 383 должностных лица и 12 работников. 405 работникам, допустившим нарушение требований охраны труда вынесено предупреждение.
В 2022 году с участием государственных инспекторов Управления проведена проверка знаний по вопросам охраны труда у 3695 руководителей и специалистов организаций области, 483 обучающих семинаров, конференций, круглых столов по вопросам законодательства о труде и об охране труда с общим количеством участников 7932 человека, проведены встречи в 46 учебном заведении с 2397 учащимися моложе 18 лет. Вопросы соблюдения законодательства о труде и об охране труда, состояния условий труда, производственного травматизма в 2022 году 106 раз освещались в различных средствах массовой информации.
Проделанная сотрудниками Управления совместно с другими заинтересованными органами работа по профилактике нарушений требований трудового законодательства и производственного травматизма позволила снизить в 2022 году уровень производственного травматизма по сравнению с 2021 годом.
Так, по оперативным данным Управления в 2022 году в организациях области в результате несчастных случаев на производстве пострадало 205 человек, из них погибло 13 и 71 работник получил тяжелые производственные травмы (в 2021 году – 239, 14 и 73 человека соответственно).
Анализ несчастных случаев на производстве показывает, что значительное количество несчастных случаев произошло при отсутствии вины со стороны должностных лиц работодателя. Всего в 2022 году зарегистрировано 166 таких случаев, что составляет 81% от общего количества несчастных случаев, в 2021 году при отсутствии вины нанимателя произошел 201 несчастный случай, что составляло 84% от общего числа травмированных на производстве.
Основными видами происшествий, в результате которых произошло травмирование работающих в организациях Гродненской области в 2022 году явились:
- воздействие движущихся, вращающихся, разлетающихся предметов – 63 (30,5% от общего количества травмированных);
- падение потерпевшего с высоты – 23 (11,2 %);
- ДТП – 21 (10,2%);
- повреждения в результате контакта с животными – 19 (9,2 %);
- падение, обрушение конструкций зданий и сооружений – 14 (6,8 %).
Анализ причин производственного травматизма показывает, что наибольшее количество несчастных случаев произошли из-за нарушения потерпевшими трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных актов по охране труда – 77 случаев или 37,6% от их общего количества, в результате личной неосторожности потерпевшего 46 случаев или 22,4% от их общего количества.
Данный факт указывает на низкую трудовую дисциплину работников, а также на недостаточный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организациях со стороны руководителей и специалистов.
По причине невыполнения руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в организации и содержании рабочих мест, в том числе эксплуатация производственного оборудования, машин, механизмов, оснастки, не соответствующих требованиям безопасности и др.) травмировано 39 работников или 19% от общего количества потерпевших.
По-прежнему не исключены факты нахождения работающих на работе в состоянии алкогольного опьянения. В момент несчастного случая в 2022 году в состоянии алкогольного опьянения находилось 14 потерпевших.
В 2-х случаях потерпевшие, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения, получили травмы не при исполнении ими своих трудовых обязанностей и не при выполнении работ по заданию страхователя. Смерть 9 работников была обусловлена исключительно заболеванием потерпевшего, имеющимся у него до наступления смерти, при этом до несчастного случая работники находились на работе в состоянии алкогольного опьянения. Данные несчастные случаи оформлены актами о непроизводственных несчастных случаях.
На протяжении ряда последних лет уровень производственного травматизма в Гродненской области остается одним из самых высоких среди областей и г. Минска. Так в 2021 году коэффициент частоты несчастных случаев (количество травмированных на 100 тысяч застрахованных по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) в Гродненской области составил 62,3 при среднем по Республике Беларусь 50,2, в 2022 году – 53,5 при среднереспубликанском – 47,4.
Статьей 19 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» предусмотрены обязанности работающих в области охраны труда, в числе которых - «соблюдать требования по охране труда…» и «заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации». Однако, на практике, данные обязанности работающими зачастую игнорируются.
Исходя из анализа выявляемых нарушений законодательства об охране труда, причин несчастных случаев, одним из направлений работы по профилактике производственного травматизма должно стать повышение ответственности самих работающих за соблюдение требований охраны труда и собственную безопасность и личное здоровье, путем повышения уровня их осведомленности и введения мер стимулирующего характера.
Материал подготовлен Гродненским областным управлением Департамента государственной инспекции труда
НЕОСТОРОЖНОЕ КУРЕНИЕ. ТОНКИЙ ЛЁД.
ПАЛЫ СУХОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ
По состоянию на 7 февраля 2023 года на территории Гродненской области произошло 69 пожаров (2022 - 63 пожара), погибли 13 человек (2022 году – 13 человек).
Курение
По оценкам специалистов, в нашей стране курит более половины взрослого населения, наблюдается устойчивая тенденция распространения курения среди молодежи. И надо отметить, что количество курильщиков среди детей и молодежи неуклонно растет, что вызывает особое беспокойство.
Среди причин огненных происшествий «лидирует» неосторожное обращение с огнем в том числи и при курении, так в 2022 году на территории области в огне погибли 69 человек, 44 из них стали жертвами неосторожно брошенной сигареты. По состоянию на 6 февраля на пожарах в области в текущем году погибли 13 человек, 11 из них – из-за неосторожного курения.
Злополучная цепочка «закурил, выпил, уснул», как правило, имеет трагический финал. Пренебрегая правилами безопасности, многие пренебрегают и собственной жизнью.
*** Ночью 22 января поступило сообщение о том, что по улице Красноармейской в Сморгони горит частный жилой дом. Прибывшие спасатели обнаружили, что деревянное строение горит изнутри, пламя вырвалось на кровлю. До прибытия работников МЧС местный житель вошел в дом и вынес на улицу женщину в бессознательном состоянии. Бригада скорой помощи госпитализировала спасенную в центральную районную больницу. Состояние тяжелое. При проведении разведки в одной из комнат спасатели обнаружили погибшей 37 –летнюю женщину, 36-летнего хозяина дома и двух мужчин 38 и 37 лет. Установлением причины и обстоятельств случившегося занимаются сотрудники Следственного комитета. Вероятнее всего к огненной трагедии привело неосторожное
В большинстве прецедентов, погибшие на пожарах по причине своей или чужой привычки курить в постели, находились в состоянии алкогольного опьянения.
А вы знаете, на что способен упавший на кровать или пол непотушенный окурок? Примерно через 2 минуты он вызовет огонь, а спустя несколько мгновений – пожар, потушить который своими силами будет невозможно. К сожалению, не все видят в этом весомую причину для отказа от сигарет. Однако если курить или не курить – выбор каждого, то тушить за собой окурки – прямая обязанность всех курильщиков.
Пожары из-за неосторожного курения чаще происходят в ночное время. Когда человек спит, он не чувствует запаха дыма. Сообщить об опасности может автономный пожарный извещатель. Этот прибор отреагирует на задымление громким звуковым сигналом. Он прост в эксплуатации – нуждается в регулярной замене элемента питания и очистке от пыли. С 2002 году на территории области благодаря сработке АПИ спасено 500 человек, 50 из которых – дети.
*** 13 января в 00-10 житель деревни Гезгалы Дятловского района сообщил диспетчеру службы «101» о том, что в его доме загорелись постельные принадлежности. Прибывшие спасатели оперативно ликвидировали пожар. Огнем уничтожено одеяло. Бригада скорой медицинской помощи осмотрела погорельца, госпитализация ему не потребовалась. Как рассказал сам 40-летний хозяин, вечером он закурил и лег отдыхать. Проснулся от звука сработавшего автономного пожарного извещателя. Мужчина быстро покинул дом и сообщил о случившемся в МЧС.
Правила безопасности на льду
Ежегодно тонкий лед становится причиной различных происшествий. Чаще всего участниками оказываются дети, которые гуляют вблизи замерзших водоемов без присмотра родителей, и рыбаки, выходящие на свой страх и риск на непрочный и коварный лед.
*** 28 ноября в 16-40 спасателям поступило сообщение о том, что на водоеме вблизи д. Салатье в Гродненском районе человек провалился под лед. Прибывшие подразделения МЧС на поверхности акватории людей не обнаружили, на льду находились рыболовные снасти. Выяснилось, что утром житель областного центра отправился на рыбалку. Когда он не вернулся домой к назначенному времени, его сын обратился за помощью к правоохранителям. При обследовании дна водоема в 30-ти метрах от берега под кромкой льда спасатели обнаружили погибшим 61-летнего мужчину.
По состоянию на 7 февраля в водоемах области утонули 3 человека: 1 – при рыбной ловле, 2 – при падении в воду.
Избежать неприятностей можно, если соблюдать правила и меры личной безопасности. Человеку достаточно провести 15 минут в холодной воде, чтобы получить переохлаждение организма несовместимое с жизнью. Безопасным считается лед зелёного или голубовато-зелёного цвета толщиной не менее 7 сантиметров . Грязный или буро-серый лед обычно уже подтаявший и непрочный.
Переходить водоем можно только при хорошей видимости в спасательном жилете или нагруднике. С собой следует взять спасательный линь (веревку длиной 15-20 метров с петлей на одном конце и грузом 400-500 г - на другом). Спускаться к водоёму лучше в местах, где нет промоин, вмерзших кустов осоки, травы. Идти нужно осторожно, не отрывая подошвы ото льда. Проверять лёд лучше не ударами ног, а пешнёй или колом.
Если всё же оказались в полынье, старайтесь не уходить под воду с головой. Передвигайтесь к тому краю, откуда идет течение. Бросьте в сторону берега линь. Постарайтесь налечь грудью на край льда и, закинув ногу, выбраться на лед. Даже если лед обламывается, не оставляйте попыток. Когда основная часть туловища окажется на льду, отползите или откатитесь подальше от полыньи. Медленно и осторожно ползите до безопасного места, возвращайтесь обратно по своим следам. Выбравшись на сушу, снимите и отожмите промокшую одежду. Двигайтесь и делайте силовые упражнения, разведите костер. Вызывайте скорую помощь.
При спасении человека, оказавшегося в ледяном плену, действуйте решительно, но осторожно, чтобы спасать не пришлось двоих. Подбадривайте спасаемого. При этом приближаться к нему следует лёжа, ползком. Спасательный предмет (лестницу, доску, шест, веревку) подавайте с расстояния 3-4 метров . Если спасателей несколько, то лучше образовать цепочку, удерживая друг друга за ноги. До прибытия спасателей разведите костер и обогрейте пострадавшего, постарайтесь найти ему сухую одежду.
Особое внимание следует уделить обучению правилам безопасного поведения детей. Нельзя отпускать ребят одних на замёрзшие водоёмы. Надо объяснить, что, передвигаясь по льду сомнительной толщины очень опасно. Нельзя наступать на лёд, если он покрыт снегом, так как можно наткнуться на проруби. Запрещайте ходить на водоёмы с наступлением перепадов температуры. Если всё-таки лёд не удержал и треснул, и ребенок оказался в воде, то он должен знать, как действовать в такой ситуации. Если он был не один, а с компанией друзей, то кто-то должен быстро отправиться за помощью.
Только при соблюдении этих несложных правил можно быть уверенными, что зимний отдых будет проходить благополучно.
Палы сухой растительности
В минувшем году за первые 4 месяца в Гродненской области зафиксировано почти 900 случаев загорания сухой травы и мусора на общей площади более 300 га. Из-за неосторожного обращения с огнем при наведении порядка погибли 2 человека.
Как правило, пламя от костра быстро перебрасывается на сухую траву и распространяется на большую площадь. Оставить его уже очень сложно. Попытки самостоятельно справиться с пламенем тоже могут закончиться получением ожогов.
Запах дыма стал традиционным сопровождением весенних уборок территорий, после которых в наших населенных пунктах становится чище и светлее. А вот «традицию» весенних палов на протяжении многих лет не могут сломать ни экологи, ни спасатели-пожарные. В прошлом году, как и в позапрошлом, горит трава на полях, на дачных участках, горит открытым огнем. И не сама она загорелась, а кто-то ее поджег.
Еще свежи в памяти случаи, когда небрежно брошенная непотушенная сигарета стала причиной пожара, где сгорела целая деревня:
*** 6 апреля минувшего года очевидец сообщил сморгонским спасателям о загорании в деревне Понарка. Дым видели жители соседней деревни за несколько километров. Сильный ветер способствовал распространению пламени. К месту вызова были направлены 15 пожарных расчётов. На ликвидацию возгорания потребовалось несколько часов. Огнём уничтожены 6 нежилых домов (2 из них использовались под дачу),
11 хозяйственных построек, повреждены 2 хозяйственные постройки. Люди не пострадали. Единственный 44-летний житель деревни Понарка пояснил, что непотушенный окурок, брошенный в сухую траву на собственном подворье и привел к масштабному возгоранию.
11 хозяйственных построек, повреждены 2 хозяйственные постройки. Люди не пострадали. Единственный 44-летний житель деревни Понарка пояснил, что непотушенный окурок, брошенный в сухую траву на собственном подворье и привел к масштабному возгоранию.
Да и неосторожное сжигание мусора на подворье может привести к таким же печальным последствиям:
*** 15 марта минувшего года в реанимационное отделение больницы скорой медицинской помощи поступила 81-летняя женщина с ожогами 30% тела, полученными при самостоятельном тушении мусора и сухой растительности. Находясь на собственном подворье, в деревне Василевичи, пенсионерка наводила порядок и сжигала прошлогодний мусор. От костра загорелась сухая растительность. Когда огонь стал подбираться к постройкам, женщина испугалась и попыталась самостоятельно справиться с возгоранием. Во время тушения на ней загорелась одежда. На помощь к пожилой женщине поспешили соседи, которые справились с огнем и вызвали медиков.
Беспечность при наведении порядка стало причиной пожара в Мостовском районе, на котором сгорела почти целая деревня.
*** 26 марта минувшего года Мостовским спасателям поступило сообщение о пожаре в деревне Руда Липчанская. Огонь быстро распространялся по сухой траве, порывами ветра пламя молниеносно охватило дома и хозпостройки. В ликвидации возгорания было задействовано 10 пожарных расчетов, привлечены работники лесхоза и местного сельхозпредприятия на спецтехнике. Общими усилиями удалось уберечь от огня 8 жилых домов и 14 хозяйственных построек. Пожаром уничтожены 2 жилых дома, 3 нежилых дома и 17 хозпостроек.
Известно, что супруги приехали в родительский дом, который использовали как дачу, чтобы навести порядок на подворье. Собрали мусор и развели костер. Однако не учли сильный ветер, который в считанные секунды разнёс пламя на десятки метров.
Практически все травяные палы происходят по вине человека. Иногда они могут служить причиной гибели людей – даже, несмотря на то, что непосредственной угрозы для жизни человека каждый конкретный поджог травы, на первый взгляд, не несет. Причины гибели могут быть разными. Самая очевидная – это то, что от травы могут загораться дома, леса и торфяники, а уже на этих новых пожарах могут гибнуть люди. Менее очевидная, но не менее важная, причина гибели людей из-за поджогов сухой травы состоит в том, что дым травяных пожаров очень вреден для здоровья, и просто опасен для жизни людей, страдающих заболеваниями органов дыхания.
*** 22 марта минувшего года поступило сообщение о загорании сухой растительности в садовом товариществе Савинка Мостовского района. Прибывшие подразделения спасателей остановили огненную волну, которая подбиралась к лесополосе. Ликвидировав возгорание, работники МЧС и сельчане обратили внимание на стоящий у домика велосипед и начали искать хозяина. На выжженной земле обнаружили без признаков жизни пенсионера, 1935 года рождения. Со слов местных жителей, утром мужчина приехал навести порядок на дачном подворье и сжигал сухие ветки. Вероятнее всего, пламя от костра перебросилось на сухую траву, а он не сумел самостоятельно справиться с огнем.
Напоминаем, что за выжигание сухой растительности и трав на корню, а также непринятие мер по ликвидации палов, грозит административная ответственность и предусмотрен штраф в размере от 10 до 30 базовых величин. Разжигание костров в запрещенных местах влечет предупреждение или штраф до 12 базовых величин.
Наводить порядок на приусадебном участке и убирать накопившийся за зиму мусор следует соблюдая меры безопасности:
- сжигание мусора допускается в безветренную погоду;
- место, где планируете сжигать собранный мусор должно находиться на безопасном расстоянии от хозяйственных и иных построек, а также от лесных массивов и торфяников;
- обязательно окопайте место костра;
- запаситесь ведром с водой, лопатой и ни на секунду не оставляйте огонь без присмотра.
- после окончания сжигания, оставшиеся угли пролейте водой до полного прекращения тления.
Материал подготовлен учреждением «Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь»