Главная \ Новости \ 37-Я ГОДОВЩИНА АВАРИИ НА ЧАРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
« Назад

37-Я ГОДОВЩИНА АВАРИИ НА ЧАРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС 26.04.2023 00:00

   Чернобыльская атомная электростанция (ЧАЭС) расположена на территории Украины, в 18 км от города Чернобыль, в 150 км от Киева и в 16 км от границы Беларуси. В 80-е годы XX века это была самая мощная в СССР атомная электростанция.
     Четвертый энергоблок ЧАЭС был запущен в промышленную эксплуатацию в декабре 1983 года. На 25 апреля 1986 года на ЧАЭС было намечено проведение проектных испытаний одной из систем обеспечения безопасности на четвертом энергоблоке, после чего реактор планировалось остановить для проведения плановых ремонтных работ. Из-за диспетчерских ограничений остановка реактора несколько раз откладывалась, что вызвало определенные трудности с управлением мощностью реактора. 26 апреля в 1 час 24 минуты произошел неконтролируемый рост мощности, который привел к взрывам и разрушению значительной части реакторной установки. В различных помещениях и на крыше начался пожар.
    В результате аварии в атмосферу был выброшен практически весь спектр радионуклидов, которые накопились в реакторе к моменту взрыва, в том числе йода-131 (период полураспада 8 дней), цезия-134 (период полураспада 2 года), цезия-137 (период полураспада 30 лет), стронция-90 (период полураспада 28-29 лет). В первые недели после аварии особую опасность для людей представлял радиоактивный йод, изотопы которого, поступив в организм, концентрируются в щитовидной железе и вызывают ее облучение.
     В долгосрочном плане основным дозообразующим радионуклидом на большей части чернобыльского следа явился цезий-137. Анализ радиоактивного загрязнения территории Европы цезием-137 показывает, что около 35% чернобыльских выпадений радиоцезия на европейском континенте находится на территории Республики Беларусь, поэтому последствия Чернобыля для Беларуси определены как национальное экологическое бедствие.
    За послеаварийный период площадь территории Беларуси, загрязненной цезием-137, сократилась практически вдвое. На сегодня площадь загрязнения составляет 12,3% от всей территории страны. По состоянию на 1 января 2023 года загрязненными на уровне свыше 1 Ки/кв.км остаются более 1,5 млн га лесов (15,5% от общей площади лесного фонда) и 825 тыс. га сельскохозяйственных земель (почти 11% от их общей площади). Постепенно снижается доза внешнего облучения населения в связи с распадом цезия-137, радиационная обстановка улучшается. Однако она продолжает оставаться напряженной на территории Полесского государственного радиационно-экологического заповедника. На его долю из всех выпавших в Беларуси радионуклидов пришлось более 30% цезия-137, 73% - стронция и 97% - изотопов плутония.
    За прошедший после аварии период в Беларуси удалось сократить список населенных пунктов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Перечень населенных пунктов и объектов, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, согласно законодательству пересматривается раз в 5 лет и корректируется в зависимости от изменения радиационной обстановки, в том числе с учетом данных уточняющего радиологического обследования населенных пунктов.
      С 1986 года по начало 2023 года численность населения республики, проживающего на территории радиоактивного загрязнения, в том числе и за счет перехода части населенных пунктов в более чистые зоны, уменьшилась на 1 254,8 тыс. чел., или на 57%, и на 1 января 2023 года согласно данным Национального статистического комитета составляет 945,1 тыс. человек, в том числе 189 тыс. детей.
   Предполагается, что процесс вывода населенных пунктов из зоны радиоактивного загрязнения продолжится. По предварительным расчетам, общее количество населенных пунктов, входящих в зону радиоактивного загрязнения, к 2025 году уменьшится по сравнению с 2016 годом на 273, к 2035 году - на 626.
     В Республике Беларусь создана и функционирует система радиационного мониторинга, вошедшая в национальную систему мониторинга окружающей среды Республики Беларусь. В ее состав входит широкая сеть пунктов наблюдений и аккредитованных лабораторий. Основные объекты мониторинга - атмосферный воздух, почва, поверхностные и подземные воды.
   Радиационный мониторинг обеспечивается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством лесного хозяйства, Министерством сельского хозяйства и продовольствия.
    Согласно данным Госатомнадзора, сеть постоянного мониторинга окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды включает 181 реперную площадку, 19 ландшафтно-геохимических полигонов. На метеорологической сети проводится радиационный мониторинг приземного слоя атмосферы, в том числе измерения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения на 56 постах, измерения радиоактивных выпадений из атмосферы на 30 постах и радиоактивных аэрозолей - на 6 постах. На гидрологических постах пяти больших и средних рек республики, протекающих на загрязненных радионуклидами территориях, осуществляется мониторинг поверхностных вод.
    Радиационный мониторинг леса проводится на 92 постоянных пунктах наблюдения. Объектами мониторинга являются лесная подстилка, почва, древесные и кустарниковые породы, живой напочвенный покров, дикорастущие ягоды, грибы. Контролируемые параметры - мощность дозы гамма-излучения, запас радионуклидов в почве, удельная активность объектов мониторинга. Ситуация по загрязнению сельскохозяйственных угодий уточняется раз в четыре года в ходе радиационного мониторинга почв.
     В марте 2021 года правительство Республики Беларусь утвердило Государственную программу по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2021-2025 годы.
    Среди целей госпрограммы - социальная защита населения, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, безусловное обеспечение требований радиационной безопасности, ускоренное социально-экономическое развитие и возрождение загрязненных радионуклидами территорий.
    Разработка государственной программы обусловлена долгосрочным характером и масштабами радиоактивного загрязнения регионов страны, требующими продолжения работ по поддержанию на достигнутом уровне социальной и радиационной защиты населения и обеспечению жизнедеятельности с минимальными ограничениями по радиационному фактору, необходимостью предоставления государственной финансовой поддержки.
    Решаются такие задачи, как оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение и оздоровление пострадавшего населения, обеспечение радиационной защиты и адресного применения защитных мер, содействие социально-экономическому развитию пострадавших регионов.
     Совершенствуется организация санаторно-курортного лечения и оздоровления детей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения.
    Кроме того, в 2023 году утверждена стратегия по обращению с радиоактивными отходами. Документом предусмотрена оптимизация пунктов захоронения продуктов дезактивации. Будет создан единый пункт захоронения радиоактивных отходов, первую очередь объекта планируется ввести в эксплуатацию до 2030 года.